дайвинг, плавание с аквалангом, подводное плавание, дайвер
любительское подводное плавание с аквалангом дайвинг - погружение водолаза подводное плавание дайвер, ныряльщик водолазный костюм Жак-Ив Кусто  
дайвинг

Безопасен ли глубокий воздух

Среди всего многообразия различных газовых смесей мы иногда забываем достоинства доброго старого воздуха.

Популярность обогащенного кислородом воздуха в рекреационном дайвинге и все возрастающее использование альтернативных газовых смесей среди технических дайверов привели к любопытному представлению о том, что старомодный воздух, так или иначе, является непригодным для глубоководных погружений.

Конечно, тот простой факт, что с использованием воздуха люди безопасно достигли глубин больших 40м, дал старт спортивным амбициям, и сегодня европейские рекреационные дайверы постоянно ныряют уже на 50м. Десятилетия подобных погружений доказывают нам, что воздух при его правильном использовании, подобно другим газам, является относительно безопасным.

Взвешивание альтернатив

Давайте быть откровенными: выбор конкретного газа зависит от целей его использования.

Более высокое содержание кислорода в нитроксе делает его более выгодным для использования на глубинах от 18м до 40м, но ограничивает его использование для более глубоких погружений, где токсичность кислорода может представлять серьезную опасность. Например, во избежание опасного действия имеющего большое давление кислорода, обычная рекреационная смесь nitrox 36 не должна использоваться ниже 33м. Для глубоководных дайверов нитрокс лучше использовать как декомпрессионный газ во время декостопов и финальных остановок безопасности.

Изначально разработанные для аквалангистов, выходящих далеко за пределы традиционного рекреационного дайвинга, смеси тримикс (обычно состоящие из гелия, азота и кислорода) теперь рекомендуются некоторыми обучающими агентствами для глубин порядка 30м. Подобранная к конкретному погружению тримиксная смесь ограничивает наркотическое влияние азота. Кроме того, для предотвращения кислородного отравления на погружениях ниже 60м тримикс позволяет снижать процентное содержание кислорода в смеси.

Естественно, за выгоды нужно платить. Гелий – относительно дорогой газ (стоимость баллона колеблется от 30$ до 100$), и в некоторых местах его может быть очень трудно достать. Кроме того, из-за уникальных характеристик насыщения, он требует более глубоких декомпрессионных остановок.

Наиболее важным для дайвера является использование по крайней мере двух или трех газовых смесей для погружения: тримикс как донный газ, транспортную смесь для спуска и подъема и декомпрессионный газ для финальных остановок. Дополнительные баллоны значительно увеличивают общий вес оборудования, а сложность установки может привести к фатальным ошибкам при переходе с одного газа на другой.

В качестве контраста, погружения на 'глубоком воздухе' являются воплощением простоты. Дайверы могут выбрать один газ для всего погружения (от поверхности вниз и до поверхности), включая все декостопы. Декомпрессионные таблицы и алгоритмы компьютеров для воздуха опробованы и утверждены десятилетиями опыта подобных погружений. Кроме того, сжатый воздух можно найти практически повсеместно. Наконец, глубоководные погружения на воздухе не требуют специализированного снаряжения типа кислород-чистых баллонов и регуляторов.

Однако, как и любая форма продвинутого дайвинга, 'глубокий воздух' требует специального обучения, планирования погружений и повышенного внимания.

Уход от наркоза

Самым серьезным препятствием для глубоких погружений на воздухе является азотный наркоз. Это известный факт, что наркоз действует практически на всех дайверов на глубинах порядка 30м.

Существует реальный вопрос: какая степень опьянения становится небезопасной и ведет к потере самоконтроля для конкретного аквалангиста? Ответы отличаются как для разных людей, так и для разных погружений одного и того же человека.

Инструкторы, проводящие подобную глубоководную тренировку в относительно теплой и прозрачной воде, обычно берут студентов на 55м и глубже без серьезного влияния азота. Те же самые дайверы, погружаясь в более холодной воде и с меньшей видимостью, окажутся в более опасной ситуации.

Погружения, которые включают сложные задачи типа исследования затонувшего объекта или требуют длительного плавания по маршруту, обычно вызывают большее воздействие азота, чем простые погружения 'вниз-вверх'.

Только путем обучения и опыта возможно более менее точно оценить вашу персональную восприимчивость к азотному наркозу.

Правило третей

Другим шагом к безопасности подобных погружений является управление запасами воздуха, используя так называемое Правило третей: одна треть газа используется для спуска и удаления от точки всплытия, вторая треть используется для возврата к точке всплытия и еще одна треть сохраняется в качестве резерва для аварийных процедур и всплытия.

Многие дайверы ошибочно оставляют одну треть для совместного использования. Статистика говорит об обратном: дайверы, резервирующие воздух по этому принципу, гораздо более вероятно будут использовать его для собственных нужд при наверстывании задержек на дне или решении каких-либо проблем.

Глубоководные погружения должны скрупулезно планироваться, и частью этого процесса является определение вашей нормы потребления воздуха и планирование дайва четко в границах его существующего объема.

Также для оценки собственной нормы потребления воздуха дайверу необходимо планировать декомпрессионные процедуры и несколько профилей погружения для непредвиденных обстоятельств. Как правило, дайвер берет запланированную схему погружения, например на 40м и 15 минут, и затем добавляет две остановки плюс 5-10 минут на случайные задержки на дне. На это погружение консервативный дайвер взял бы такой объем воздуха, 2/3 которого хватило бы на 25-минутное погружение (и всплытие) на 50м. Помните, что время на дне заканчивается, когда начинается прямое всплытие к поверхности, так 25-минутный профиль может реально потребовать 1 час и более под водой для всплытия и завершения декомпрессии.

Планирование декостопов

Любая всесторонняя программа глубоководных погружений на воздухе будет включать детальное рассмотрение декомпрессионных остановок.

Декостоп – это совершаемая дайвером на финальной стадии погружения остановка на определенной глубине (обычно между 12м и 3м) и задержка на ней на некоторое количество перед перемещением к следующей точке остановки или перед окончательным всплытием.

Аквалангисты, планирующие поэтапную декомпрессию, должны нести полностью избыточное количество газа.

Некоторые обучающие агентства допускают конфигурации снаряжения, состоящие из двух регуляторов на одном баллоне большой емкости (от 15л и H- или Y-образным вентилем) или использование баллонной спарки, соединенной манифолдом.

Однако глубоководным дайверам настоятельно советуется брать с собой небольшой дополнительный баллон с газом, называемый этапным баллоном (стейджем) или пони-баллоном. В таком баллоне должно содержаться по крайней мере 5л (в оригинале 30ft3 – прим. перев.) сжатого воздуха или нитрокса, подходящего для дыхания во время всплытия и декомпрессионных остановок.

Объем пони-баллона основывается на скорости потребления газа дайвером, чтобы обеспечить ему достаточное количество смеси для выполнения полного всплытия, включая любые этапные остановки с приблизительно 30% запасом. Такой подход дает дайверу чрезвычайно безопасный ресурс в случае полной потери основного источника дыхания.

Действительно ли это безопасно?

Когда дайверы сталкиваются с подобными погружениями, большинство из них спрашивают: действительно ли безопасны такие спуски?

Глубокие погружения на воздухе являются столь же безопасными или столь же опасными, насколько это допустит сам аквалангист.

Дайверы, заинтересовавшиеся 'глубоким воздухом' должны начать оттачивать все основные навыки аквалангиста, обращая особое внимание на регулировку плавучести, эффективное плавание и такие аварийные процедуры, как совместное дыхание из одного источника.

Следующий шаг должен гарантировать, что все ваше оборудование правильно обслужено, адекватно для данного типа погружений и может безупречно выполнить свою задачу.

С надлежащим обучением дайверы могут начать повышать свою квалификацию и постепенно с ростом опыта расширять свои пределы.

Весьма поучительно то, что в прошлом десятилетии произошло значительно больше несчастий с техническими дайверами из-за ошибочного переключения с одного газа на другой и других ошибок, связанных с газовыми смесями, чем несчастий, связанных с использованием воздуха на глубинах от 40 до 55м.

Если предположить, что ошибки с переключениями смесей произошли у дайверов и инструкторов со значительным глубоководным опытом, то статистика становится еще более красноречивой.

Без сомнения, чем меньше глубина погружения, то, в общем, его можно считать более безопасным, чем глубоководный дайв. Аналогично, погружение без обязательных декомпрессионных процедур более безопасное, чем погружение с ними. Кроме того, не вызывает сомнения, что ежегодно безопасно совершаются тысячи глубоководных спусков на воздухе. Так что решение о собственной безопасности теперь ложится на ваши собственные плечи.