дайвинг, плавание с аквалангом, подводное плавание, дайвер
любительское подводное плавание с аквалангом дайвинг - погружение водолаза подводное плавание дайвер, ныряльщик водолазный костюм Жак-Ив Кусто  
дайвинг

Стремительный спуск

Скрытая проблема с оборудованием стала смертельной для одного ничего не подозревающего дайвера.

Хосе цеплялся за почти вертикальную стенку. В руки и плечи ему врезались кораллы, но он не смел их отпустить. Намертво уцепившись за стенку одной рукой, он взглянул на свои приборы. Их показания не говорили ни о чем хорошем.

Несмотря на попытки подняться вверх по стенке, дайвер был все еще на 50 метрах, и его компьютер теперь высвечивал страшные предупреждения о необходимости все возрастающей декомпрессии. Хуже всего было то, что манометр красноречиво указывал на жалкие остатки воздуха в 35 бар.

Глубокими вдохами Хосе ловил воздух и сквозь пелену паники и наркоза пробовал вспомнить то, чему его обучали на курсах. Его компенсатор не надувался, но Хосе все еще мог избавиться от своих грузов. Нащупывая рукоятки сброса грузов свободной рукой, он ощущал сгущающуюся темноту, и то, что дышать становится все тяжелее и тяжелее.

Дайверы

Хосе было почти 30 лет, и он имел превосходное здоровье. После некоторого периода пассивности, Хосе прошел сертификацию AOWD и в общей сложности совершил более чем 75 погружений на Тихоокеанском побережье вблизи от дома и в последующих поездках по тропикам – он любил нырять в теплой воде.

Погружение

Был прекрасный день, и море было гладким, как стекло, когда Хосе поднялся на борт бота, отправляющегося к дайв-сайту с глубокой стенкой. Популярный риф начинался на 25 метрах и понижался более чем до 300-метровой глубины. План погружения был составлен для шестерых продвинутых дайверов: после их захода в воду, группа должна были собраться на якорном канате, после чего дайвмастер должен был с поверхности вести их спуск. Когда судно встало на якорь над уступом рифа, капитан провел второй детальный брифинг.

Партнер Хосе зашел в воду и немедленно двинулся к провисшему якорному канату. Оказавшись на месте, он оглянулся в поисках Хосе, который вошел в воду сзади справа от него. Но, несмотря на невероятно чистую воду, дайвер не увидел никаких признаков Хосе. Когда последний из дайверов вошел в воду, бадди подплыл назад к корме чтобы сообщить команде, что Хосе отсутствует.

Дэн, дайвмастер, быстро вошел в воду и убедился, что один дайвер действительно отсутствует. Дав указание дайверам возвращаться на поверхность, Дэн произвел быстрый поиск вокруг якоря. Не найдя признаков Хосе, он всплыл на поверхность и уведомил капитана. Капитан осмотрел площадь вокруг бота и указал на поток пузырей, идущий в несколько метрах от кормы.

Происшествие

Спускаясь по следу пузырьков, Дэн встревожился, когда он миновал уступ стенки на 25 метрах. Его беспокойство росло, поскольку он прошел через последний рой пузырьков в 40 метрах прежде, чем он увидел Хосе слегка колышущегося в течении все еще на 10 метров ниже себя.

Дэн торпедой устремился к Хосе, схватил его и сделал попытку раздуть его BCD. Но это не дало никакого эффекта. Хосе не отзывался, и хотя его регулятор все еще плотно держался во рту, он не дышал. Дотянувшись, что бы сбросить грузы из карманов BCD Хосе, Дэн заметил, что часть грузов одного кармана уже была сброшена.

Дэн понял, что будет неблагоразумно пробовать удалить нефункционирующий регулятор и заменять это его собственным октопусом. Вместо этого он принял решение поднимать Хосе к поверхности настолько быстро, насколько это возможно, и уже там начинать реанимацию.

Используя свой собственный компенсатор для подъема, Дэн устремился к поверхности, запрокинув назад голову Хосе, чтобы сохранить открытыми дыхательные пути. Как только дайверы всплыли на поверхность, капитан отметил, что Хосе был в воде приблизительно шесть или семь минут.

Команда подняла Хосе на борт дайв-бота и немедленно начала сердечно-легочную реанимацию и кислородную вентиляцию, в то время как капитан направил бот к берегу. Хосе был отправлен в медицинскую клинику, где он и был объявлен мертвым.

Анализ

Исследование оборудования Хосе показало, что его баллон был пуст, что его регуляторы функционировали должным образом, и что инфлятор BCD также работал нормально. Однако когда техник осмотрел клапан сброса избыточного давления инфлятора, он обнаружил, что механизм клапана полностью отсутствует на месте, хотя внешняя крышка была неповрежденной. В этом состоянии клапан не мог удержать ни капли воздуха.

Хосе нырял с этим компенсатором в течение нескольких дней, так что он, возможно, функционировал должным образом до того фатального дайва. Третьего не дано: либо Хосе сам открывал клапан и сместил механизм, либо механизм потерялся во время мойки и тогда Хосе, должно быть, взял крышку при повторной сборке клапанного узла и завинтил ее, не понимая, что сам механизм отсутствует.

Когда он вошел воду над глубиной, недействующий клапан немедленно стравил весь воздух, который Хосе пробовал нагнетать в воздушную камеру своего BCD. Вес оборудования немедленно увлек его вниз.

Истощение запасов воздуха указывает на то, что дайвер довольно долго продолжал попытки поддуть поврежденный компенсатор, прежде чем понял, что компенсатор не работает. Произошло это уже на 50 метрах, когда, наконец, стало очевидно, что остановить спуск с помощью жилета уже невозможно.

Тогда, вероятно, дайвер рванулся вперед, чтобы ухватиться за стенку рифа. Только после обнаружения почти полностью отсутствующего запаса воздуха Хосе попытался избавиться от грузов. Сбрось он их скорее, он смог бы выжить.

Уроки для жизни

Всегда сдавайте любое поврежденное оборудование на проверку квалифицированному специалисту. Если вы не квалифицированы должным образом, не предполагайте, что вы знаете, как работает оборудование, и не пробуйте восстановить его работоспособность самостоятельно.

Всегда входите воду с частично поддутым компенсатором, чтобы гарантировать его целостность во время погружения.

Если вы не способны добиться нейтральной или положительной плавучести под водой, и эта ситуация провоцирует неконтролируемое падение, немедленно сбросьте ваши грузы.

Дайверы должен двигаться по линии спуска только после того, как все члены группы вошли воду, сделали быструю проверку своего оборудования и удостоверились, что все могут продвигаться вместе.