Восемь советов и четырнадцать стратегий поведения под водой.
Существует простое уравнение: большее количество воздуха равняется большему
времени на дне, а большее время на дне означает большее время для любимого дела.
Вот причина, достаточная для того, чтобы начать тренировки и в результате
получить максимальное количество выгоды от каждого баллона с воздухом. Однако
существует и другая причина: вы получаете больший резервный запас для
критических ситуаций и бесценное ощущение того, что теперь вам не нужно бояться
слишком быстрого расходования воздуха в баллоне.
Многие дайверы фактически тратят воздух впустую, выдыхая его раньше, чем он
попадет в легкие. Кроме того, такое неэффективное дыхание требует большего
расхода энергии аквалангиста. Использование энергии подразумевает расход
кислорода, который используется в клеточном метаболизме и необходим для
'сжигания' калорий.
Существует несколько шагов, используя которые вы сразу же снизите скорость
потребления воздуха. Прежде всего, это достигается подбором правильного
снаряжения, и во вторую очередь изменением ваших дайверских привычек.
Быстрый ремонт
- Проверяйте изолирующие О-ринги и уплотнители. Не забудьте о коннекторах
консоли и инфлятора компенсатора. Чтобы обнаружить утечку за спиной, вам может
понадобиться помощь партнера.
- Проверьте ваш регулятор. Когда он работает с максимальной (пиковой)
эффективностью, вы тратите меньше энергии на работу вдоха и выдоха.
- Удостоверьтесь, что ваш октопус не травит воздух. Если это возможно,
подсоедините октопус так, чтобы его загубник был направлен вниз.
- Придайте снаряжению обтекаемую форму. Обтекаемость - один из самых легких
способов добиться сокращения потребления воздуха. Большая парусность и
сопротивление при движении под водой означают больший расход энергии. Оставьте
на берегу снаряжение, которое не понадобится вам на погружении. Насколько это
возможно, постарайтесь не развешивать вспомогательное снаряжение и аксессуары на
D-кольцах, а разместить их в карманах компенсатора. Если вы берете с собой
трубку, поместите ее в карман или под компенсатор (на худой конец, ее можно
пристегнуть к ноге). Стиль плавания должен максимально соответствовать
конструкции ваших ласт. Амплитуда махов не должна быть слишком большой.
Долгосрочные решения
Под водой нас учат дышать 'нормально', но, вероятно, этот совет направлен больше
на расслабление студента и облегчение процесса обучения, чем на сохранение
запасов воздуха. Фактически, наиболее эффективный режим дыхания довольно далек
от 'нормального'.
Дышите глубоко
Более глубокое дыхание доставляет воздух к большему количеству альвеол, в
которых происходит газообмен. Кроме того, такое дыхание добавляет больше свежего
воздуха к 'мертвому воздуху', остающемуся в ваших легких, горле и ротовой
полости после предыдущего выдоха, обогащая смесь кислородом. Хотя за каждый
дыхательный цикл вы используете больше воздуха, чем обычно, вам понадобится
меньше вдохов, а значит, в чистом итоге вы израсходуете меньше воздуха из
баллона.
Совет: Сконцентрируйтесь на полном выдохе. Таким образом, вы уменьшите
количество 'мертвого воздуха', которое попадет в легкие на следующем вдохе, и
поддержите низкий уровень углекислого газа. Высокий уровень CO2 вызовет
рефлекторный вдох, даже когда уровень кислорода в крови все еще достаточен для
нормальной работы. С другой стороны, глубокий выдох заканчивается до того, когда
вы почувствуете потребность в следующем вдохе.
Дышите медленно
Когда воздух перетекает из баллона в легкие, на каждом узком участке и резком
закруглении тракта возникают турбулентные потоки, снижающие скорость протекания
воздуха. Эта работа дыхания ощущается как сопротивление вдохам и выдохам даже у
лучших моделей регуляторов. Некоторой турбулентности не избежать, но когда вы
дышите быстро, количество таких вихревых токов сильно увеличивается. Для примера
можно сравнить волны, создаваемые тихоходной лодкой и скоростным катером. Чтобы
уменьшить сопротивление дыханию, дышите медленно и следите как за вдохами, так и
за выдохами.
Совет: На глубине нужно дышать медленнее. С ростом давления воздух становится
более плотным и текучим, что ведет к росту количества вихревых токов.
Концентрация на медленном темпе дыхания принесет вам большие дивиденды во время
глубоководных погружений.
После вдоха делайте паузу
Задержите дыхание на несколько секунд перед выдохом и дайте альвеолам больше
времени на работу по обмену газов. Чтобы избежать всякого риска эмболии,
задерживайте дыхание, контролируя диафрагму и не допуская расширения легких. Не
смыкайте гортань, но держите 'грудь колесом' и воздушные пути открытыми. На
поверхности нормальное дыхание протекает по схеме 'вдох-выдох-пауза'. Под водой
наиболее эффективно дыхание по схеме 'вдох-пауза-выдох'.
Совет: Займитесь йогой. Никаких шуток, все совершенно серьезно (см. материалы по
подготовке подводных охотников - прим. ред.). Упражнения йогой (а именно
пранаямой или йогическим дыханием - прим. перев.) дают понимание процесса и
возможность управлять им. Все дайверы, практикующие йогу, говорят о снижении
скорости потребления воздуха.
Расслабьтесь
Легче сказать, чем сделать, не правда ли? Но когда вы расслаблены, вы совершенно
естественным образом начинаете дышать медленнее и глубже. С другой стороны,
быстрое поверхностное дыхание - естественная реакция вашего организма на стресс,
который возникает при накоплении физической и эмоциональной усталости. Чтобы
расслабиться, вам нужно остановиться, определить источник стресса и работать по
его устранению.
Занимайтесь аэробными упражнениями
Хорошая аэробная тренированность позволит вам совершать большую работу при
меньшем темпе дыхания, чем обычно. Слово 'запыхавшийся' практически всегда
является синонимом плохой спортивной формы. Кроме того, весьма вероятно (хотя и
не доказано абсолютно), что тренированная сердечно-сосудистая система более
эффективна во время рассыщения азота.
Двигайтесь медленно
Подобно прерывистому неравномерному дыханию, создающего паразитические
завихрения в дыхательном контуре, резкие движения при плавании создают
турбулентные токи воды, омывающие ваше тело и затрудняющие продвижение вперед. С
ростом скорости плавания турбулентность растет по экспоненте, соответственно
экспоненциально растет и уровень энергии, которую необходимо затрачивать на
преодоление сопротивления воды. Большие затраты энергии требуют больших затрат
воздуха. Все ваши движения, не только плавание, должны быть медленными:
поворачивайтесь не спеша, медленно дотягивайтесь до ласты, чтобы подтянуть
ремешок - представьте, что вы находитесь не в воде, а погружены в густую патоку.
Гребите эффективно
И снова, ваша главная цель - минимизирование турбулентности при плавании. Вообще
говоря, короткие махи ластами, когда амплитуда движений не превышает границы
обтекаемости дайвера, создают максимальную тягу при минимальном сопротивлении
воды. Гребок должен производиться от бедра, а не за счет согнутых коленей.
Ласты, использующие технологию крыла, как Tusa X-Pert Zoom, требуют более
коротких и быстрых гребков, чем классические модели.
Совет: При передвижениях по поверхности используйте трубку или плавайте на
спине. Ласты не эффективны на поверхности, но так вы экономите воздух. Если вы
хотите сохранить силы для длительного плавания, сделайте это под водой. Но если
вы пытаетесь сохранить воздух, не используйте баллон без крайней необходимости.
Не используйте руки
Держите руки по бокам тела - так вы сможете минимизировать фронтальную площадь,
которую необходимо проталкивать через воду. Проще всего сцепить руки перед или
за собой. Попытайтесь максимально возможного горизонтального положения тела,
таким образом, вы сможете плыть через 'дыру' в воде, создаваемую вашими плечами.
Совет: Иногда руки здорово помогают. Гребки ладонями сильно расходуют энергию,
но перемещения вдоль дна от камня к камню с помощью рук сохраняют ее, особенно
если вы боретесь со встречным течением. Аналогично, если вы пытаетесь удержаться
на месте в водовороте или течении, гораздо экономичнее держаться за камень, чем
грести ластами. Однако помните, что при этом вы должны быть максимально
осторожны, чтобы не навредить окружающей среде. Не допустимо прикасаться к живым
кораллам.
Минимизируйте свой вес
Перенос дополнительного веса требует большего поддува компенсатора для
поддержания нулевой плавучести. Воздух, используемый для этого в обычных
условиях, не очень большого объема, но его расход для компенсации
дополнительного веса может стать значительным. Для уменьшения нагрузки при
плавании попробуйте взять с собой веса не больше, чем необходимо, чтобы
сохранять нулевую плавучесть на 4.5 метрах при практически пустом баллоне.
Совет: Вам необходимо научиться тщательно отвешиваться и контролировать свою
плавучесть. В свою очередь, такие навыки достигаются только в ходе специальных
тренировок. Подумайте о том, чтобы пройти специальный курс buoyancy control -
как правило, дайвер, освоивший эту дисциплину быстро прогрессирует и легче
осваивает другие необходимые навыки.
Старайтесь не мерзнуть
Одевайте достаточно гидрозащиты, чтобы не мерзнуть во время погружения. Когда
ваше тело переохлаждается, организм начинает сжигать больше энергии (и воздуха),
чтобы производить тепло. Борьба с холодом расходует воздух.
Совет: Даже 28-градусная вода становится довольно холодной на втором погружении
в день без гидрокостюма. Вы можете не чувствовать холод, но организм теряет
тепло и использует энергию для его воспроизводства.
Совет: Носите шлем. Использование шлема или резиновой шапочки позволяет вам
надевать более тонкий гидрокостюм, потому что голова - сравнительно большой
источник теплоотдачи.
Есть, что обсудить
Не надо злиться и бояться вопроса: 'Сколько воздуха осталось в вашем баллоне?'
Когда ваш бадди хвастает, что к концу погружения у него в баллоне осталось на 30
бар больше чем у вас, возможно, он действительно пытается сказать вам, что он
действительно лучший дайвер, что он более расслаблен и тоньше чувствует море.
Это может быть так, а может он не такой крупный, как вы, может у него немного
другой обмен веществ или у него просто чуть более мелкий профиль погружения. А
может вы мужчина, а ваш партнер - женщина: большинство представительниц слабого
пола используют меньше воздуха, чем мужчины.
Но поскольку числа - очень наглядная вещь, отслеживание и сравнение остаточного
воздуха в баллоне может стать удобной стенографией того, насколько вы
прогрессируете, как дайвер. Этот метод удобен, но не слишком точен. Фактически,
каждый человек уникален, а значит, не существует некоей идеальной нормы
потребления воздуха, к которой должны стремиться все дайверы.
|