дайвинг, плавание с аквалангом, подводное плавание, дайвер
любительское подводное плавание с аквалангом дайвинг - погружение водолаза подводное плавание дайвер, ныряльщик водолазный костюм Жак-Ив Кусто  
дайвинг

Как не потеряться под водой

Потеряли машину на парковке у гипермаркета? - Все в ваших руках. Потерялись под водой? - Это не проблема, мы вам поможем.

Боязнь потеряться, не знать, где вы находитесь и как найти дорогу к дайв-боту, - существенный источник стресса во время занятий дайвингом. Пропажа нескольких дайверов может довести до чрезвычайно опасной ситуации, но и ваше постоянное беспокойство и боязнь отстать от группы может начисто испортить вам удовольствие от погружения.

Итак, почему дайверы теряются?

Почему вы можете найти свою машину на огромной парковке гипермаркета, но полностью дезориентируетесь, как только опускаете голову под воду? Одна их причин: подводные ориентиры менее знакомы. Наверняка, вы запомните тот серебристый 'Lexus' на два ряда левее вашего красного 'Ferrari'.

Другая причина: методы, которые преподаются на курсах подводного плавания и по которым вся тема начинается и заканчивается компасом. Умение следовать прямоугольной траектории и вернуться назад к отправной точке не имеет почти ничего общего с тем, что необходимо делать, если вы реально потерялись под водой. Конечно, компас - ценный прибор, но обычно вам не нужно упираться в него носом, чтобы найти дорогу к цели.

И, может быть, самая главная причина потери дайверов - стадное чувство и беспрекословное следование за лидером в ходе погружения, как это практикуется на большинстве дайверских курортов. Раз доминирующие подводники могут воспитывать зависимых бадди, дайв-гиды на курортах могут запросто плодить несамостоятельных и вечно дезориентированных дайверов. Как-нибудь попробуйте запомнить маршрут такси, когда вы сидите на заднем сиденье, и вы поймете, о чем идет речь.

Ключами к нахождению верного пути под водой являются наблюдательность и зрительная память дайвера. Следуйте нашим рекомендациям:

Шаг 1: Нарисуйте мысленную карту

Прежде чем вы войдете в воду, хорошенько запомните карту дайв-сайта. Лучший способ сделать это - набросать реальную карту на слейте (dive slate - пластиковая табличка для записей под водой). Иногда простая попытка нарисовать карту помогает зафиксировать картинку в голове, даже если вы никогда не взглянете на нее снова. Разумеется, вы всегда сможете воспользоваться эскизом под водой.

Дайвмастер должен описать место погружения. Не стесняйтесь задавать вопросы. Отметьте глубины дна, если они известны. Убедитесь, что вы отметили положение дайв-бота или точку входа с берега. Добавьте ваши собственные наблюдения. Многие из заметных подводных объектов, таких как рифы, скальные стенки, заросли бурых водорослей, будут видны с поверхности. Например, по цвету воды можно определить глубоководные и мелководные участки, так вы сможете проследить вершину стены, если она находится не слишком глубоко. Верхушки кораллов будут выглядеть коричневыми или черными. Обратите особое внимание на то, как выглядят с поверхности объекты, которые могут оказаться основными ориентирами при навигации под водой, например, на отдельно стоящую скалу или острый выступ рифа.

Если вы ныряете недалеко от берега, особенности береговой линии над водой часто указывают на особенности подводного рельефа. К примеру, обрывающийся в воду крутой утес, скорее всего, также круто уходит вниз и под поверхностью. Частично погруженная скала, которая имеет крутую стенку с одной стороны и более пологий склон с другой, вероятно, имеет такую же форму и под водой.

Наконец, стрелками отметьте направление течения и направление на солнце. Если видимость достаточно хорошая, вы сможете вдеть солнце и под водой. Если солнце не находится в зените прямо над головой, то направление на него и тени от различных объектов могут стать хорошими указателями направления.

Советы:

Чтобы лучше осмотреть окружающую поверхность, поднимитесь на самую высокую точку дайв-бота, возьмите солнечные очки с поляризованными стеклами, прикройте глаза и не смотрите на солнце.

Компас может помочь. Рисуйте карту, сориентировав север к верху слейта. Все, что вы должны сделать под водой, это развернуться так, чтобы стрелка компаса указывала на верхнюю сторону таблички. Теперь все, что изображено на левой стороне слейта, находится слева от вас и т.д.

Еще одна уловка с компасом: определите азимуты от лодки (или точки входа) к реперным точкам, которые вы нашли, и запишите их на слейте. Обратные величины - направления возврата к исходной точке.

Чтобы определить направление течения, найдите рябь вокруг статичного объекта (сваи у пирса или якорной цепи), поднимающегося из воды. Не спутайте рябь с волнами на поверхности, которые обычно возникают от ветра, а не от течения.

Не любите таскать слейт? Подумайте о нем, как о временном способе развить свои навигационные навыки. Когда вы научитесь лучше запоминать ориентиры и рисовать карту в своей памяти, то вероятно, слейт вам не понадобится.

Шаг 2: Планируйте свой маршрут

Если вы боитесь потеряться под водой, заранее спланируйте маршрут своего движения через дайв-сайт и постарайтесь придерживаться плана вместо беспорядочного плавания. Отобразите маршрут на вашей карте и во время погружения отмечайте какие достопримечательности вы уже осмотрели на своем пути.

Продуманный маршрут погружения и возвращения к исходной точке подразумевает последовательное продвижение от одной реперной точки к другой, а значит, практически исключает возможность потеряться по дороге. Это не так скучно, как может показаться, ведь осматриваемые предметы выглядят совершенно иначе при другом маршруте движения.

Советы:

Часто дайв-бот не встает на якорь непосредственно над местом выброски, а ждет дайверов немного в стороне от точки спуска. Планируйте заканчивать погружение у объекта, который вы сможете распознать позднее, например, у скалы или у оконечности рифа. Запишите азимут на этот объект, обратная величина укажет направление на бот.

Если в месте погружения нет заметных объектов, вы можете насыпать небольшую груду камней (пожалуйста, не трогайте кораллов!) или оставить запасной грузовой пояс с буем (позже не забудьте забрать его с собой). Следуйте по точно выбранному курсу, наблюдая за показаниями компаса. Как только вы достигнете цели, оставьте несколько камней на видном месте и запомните текущую глубину - они станут отправной точкой на обратном пути на лодку.

Как правило, обратный маршрут не является прямой линией. Вместо этого вы можете плыть вдоль стены, следовать контуру дна или двигаться по цепочке ориентиров.

Шаг 3: Остановитесь перед тем, как двигаться вперед

Как только вы вошли в воду и опустились к исходной точке погружения, остановитесь и посмотрите на дно, оглядитесь вокруг, насколько хватает видимости.

Используйте компас или направление на солнце, чтобы сориентироваться и правильно совместить вашу карту с реальными объектами, которые вы видите. Обратите внимание на глубину якоря. Обратите внимание на характер дна по вашему маршруту: повышается оно или наоборот становится глубже? Почувствуйте направление течения. Добавьте соответствующие пометки к вашей воображаемой или нарисованной карте.

Ищите скалы и камни необычной формы, наросты кораллов или губок и попробуйте запомнить их. Если вы сбились с курса на обратном пути, вы сможете найти один из них и понять, где вы находитесь. Определите направление, в котором вы сделаете свой первый шаг по маршруту. Ищите реперные точки, к которым вы можете стремиться.

Неплохая идея сделать паузу после погружения, повторно проверить свое снаряжение, осмотреть партнера, скорректировать плавучесть и просто успокоиться. Используйте этот момент, чтобы получить дополнительные ориентиры.

Советы:

Насколько это возможно, погружайтесь в вертикальном положении головой вверх и лицом к предполагаемому направлению движения.

Определите направление резкого понижения дна и ищите линию обрыва.

Если до конечной цели погружения вам необходимо совершить переход в открытом море, считайте махи ластами, чтобы оценить пройденное расстояние. На обратном пути вы должны найти якорный канат на примерно таком же количестве гребков (погрешность составляет 10%).

Шаг 4: Следуйте по цепочке ориентиров

Ключом к пониманию своего местоположения является постоянный обзор окружающего пространства. Основной помехой для этой задачи является ваше постоянное движение. Слишком многие дайверы полагают, что подобно акулам они должны постоянно перемещаться. Когда дайвер тщательно осматривает каждый камень и каждую губку на дне, все они выглядят одинаково и трудно выделить что-либо особенное. Тогда все вокруг превратится в еле двигающееся размытое пятно.

Вместо этого думайте о вашем маршруте по дайв-сайту, как о серии шагов от точки A к точке B, от точки B к точке C и т.д. Посмотрите вперед на самый заметный ориентир на границе видимости. Это следующая точка вашего маршрута. Когда вы достигнете ее, сделайте паузу и взгляните назад на предыдущую точку, это поможет вам на обратном пути. Затем найдите следующую точку впереди, следуйте к ней и т.д.

Советы:

Перед тем как отдалиться от ориентира, обернитесь назад и посмотрите на его противоположную сторону, она может выглядеть совершенно иначе.

Часто самыми заметными объектами являются предметы искусственного происхождения, такие как останки судов и самолетов, потерпевших катастрофу. Кстати, вы могли бы подобрать мелкий мусор на обратном пути.

Если ориентир не очень большой и не так очевиден, отметьте его глубину, это поможет вам найти его снова. Поддержание одной глубины в ходе погружения упрощает задачу навигации.

На пути от одной реперной точки к другой следите за показаниями компаса или за направлением на солнце. Часто рифы и стены постепенно меняют направление. Вы можете думать, что плывете по прямой, хотя фактически движетесь по кругу.

Учитесь распознавать обычные кораллы, губки, полипы и другие неподвижные живые организмы. Когда вы сможете назвать организм и указать его характеристики (подобно характеристикам вашей машины), более вероятно, что вы лучше запомните, мимо чего вы только что проплыли.

И все-таки вы потерялись: что теперь?

В возбуждении вы погнались за акулой, 'сошли с рельсов' и теперь не знаете, где находитесь? Прежде всего, расслабьтесь, проверьте запасы воздуха и вашу текущую глубину.

Вероятно, вы не смотрели на компас, когда помчались сломя голову. Но если вы знаете, что мелководный участок был к западу от вас, а сейчас вы висите над бездной, двигайтесь на запад, чтобы добраться до дна. Аналогично, если вы оказались на более мелком участке, двигайтесь на восток. Ваша цель состоит в том, чтобы найти дно на той самой глубине, перед тем, как вы перестали контролировать свое местонахождение. Если вы не использовали компас, вам может помочь направление на солнце.

Как только вы найдете дно на глубине вашего последнего ориентира, возвращайтесь в направлении, откуда вы прибыли (например, держась слева или справа от рифа), пока не узнаете свой ориентир.

Если вы не распознали какой-нибудь объект за разумное время, остановитесь на минутку и спокойно отдышитесь. Вы уверены, что двигаетесь в правильном направлении? Вы уверены, что находитесь на нужной глубине? Если вы в чем-то ошиблись, медленно всплывайте к поверхности и не забудьте сделать остановку безопасности. Затем определите пеленг на объект, от которого вы отклонились.

Советы:

Природные приметы: рябь на песчаном дне обычно параллельна берегу. Более крутая сторона ряби указывает на берег.

Если вы поднялись на поверхность, чтобы найти свой дайв-бот, не обязательно им является первая попавшаяся лодка. Мы знаем много случаев, когда дайверы плыли в неправильном направлении не к своему боту. Осмотрите полный горизонт, определите необходимый азимут и опуститесь на 4.5 метра для передвижения к цели.

Спросите себя, когда вернетесь на бот: почему и где вы потерялись, что нужно делать в следующий раз?

Технология спасения

Вы можете подумать, что разработана какая-то особая технология подводной навигации. Сегодня целостной системы не существует, хотя определенные попытки в этом направлении предпринимаются.

Ультразвуковой локатор (см. материалы по Sonic Seeker - прим. ред.). Пока это наиболее эффективное средство электронной навигации. Подобные устройства включают передатчик, который крепится на лодке, якоре или любом другом объекте, куда вы хотите добраться, и приемник, который вы берете с собой. Приемник указывает вам направление и в некоторых случаях расстояние до передатчика. Локатор хорошо работает, когда необходимо найти дорогу к неподвижному объекту, но весьма посредственно для таких задач, как расчет пеленга на риф.

GPS. Жаль, но эти устройства, феноменально точно работающие на поверхности, практически бесполезны под водой - сигналы со спутников слишком слабы, чтобы проникнуть в водную толщу.

Цифровой компас. Это обычный магнитный компас, имеющий цифровой дисплей. Некоторые подобные устройства появились на рынке в последние несколько лет, но не завоевали популярности у дайверов.

Магия компаса

На практике пользоваться компасом довольно просто. Каждый компас имеет только три части: вращающийся магнитный диск (стрелку в сухопутном исполнении - прим. ред.), который всегда указывает направление на север, корпус, который вы можете сориентировать по своему желанию, и вращающееся кольцо (картушка), помогающее запомнить разность показаний корпуса и стрелки.

Значения азимутов могут быть отмечены на магнитном диске или на корпусе - это не имеет значения. Их единственная цель - определить разность между направлением на север и направлением, на которое сориентировано ваше тело. Обычно вы вращаете картушку, пока ее отметка не совпадет с отметкой на север. Чтобы поддерживать требуемый курс, вам не нужно запоминать значение азимута, а лишь корректировать движение так, чтобы отметки оставались совмещенными.

Советы:

Удостоверьтесь, что магнитный диск вращается свободно. Если вы не будете выдерживать горизонтальный уровень компаса, диск будет задевать о корпус и показывать правильное направление. Для проверки повращайте компас в руке, диск не должен двигаться.

Перед тем, как работать с компасом, тщательно настройте вашу плавучесть. Если вам необходимо бороться, чтобы удержать свою позицию в воде, вы будете отвлекаться и более вероятно, что неправильно прочитаете показания компаса.

Задняя часть приборной консоли не лучшее место для крепления компаса. Шланг высокого давления часто довольно короток и всегда жесткий, а значит, вам может быть сложнее удерживать и ориентировать компас. Попробуйте прикрепить компас к слейту или на запястье. Также можно прикрепить его на специальном держателе и периодически брать в руку.